Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома.Особенно это волнует, когда ребенок только пошел в школу. Ведь инстинктивно мы чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы. С чего начать?
Прежде всего, узнать, сколько времени должен тратить ребенок определенного возраста на приготовление уроков дома.
Второй вопрос: как организовать домашние занятия? Имеется в виду, как научить ребенка включаться в работу сразу, какие задания делать в первую очередь, как ребенок должен проверять сделанное и т. д.
Вопрос третий: что делать, чтобы у ребенка не пропадал положительный эмоциональный настрой при приготовлении уроков дома?
Четвертый вопрос: помогать ли, и если да, то в чем? Как контролировать, как воспитать самостоятельность? А может, вообще предоставить школьнику полную свободу и ждать от него самостоятельности и ответственности?
Вопрос пятый: что делать, если выполнение домашних заданий превратилось в тяжкую обязанность и для самого ребенка, и для его родителей? Можно ли что-то изменить?
Оптимальная продолжительность подготовки домашних заданий с учетом психофизиологии возраста, составляет:
- В 1 классе - до 1 часа (3/4 часа);
- Во 2 классе - 1,5 часа (1 час);
- В 3 классе - 2 часа (1,5 часа);
- В 6 классе - до 2,5 часов (2-2,5 часа);
- В 8 классе - 3 часа (2,5 часа);
- В 9-11 классах - до 4 часов (3 часа).
Как организовать домашние занятия?
1.Обеспечьте условия работы для ребенка: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей.
2. Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое.
3. Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.
4. Начинать и заканчивать приготовление уроков нужно ,отдохнув после школьных уроков. Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет.
5.Проверяйте подготовку домашних заданий поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу. Ученик средних и старших классов должен уже владеть способами самопроверки с помощью логических и образных схем .
Домашние задания и хорошее настроение.
У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:
- с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
- в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
- вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;
- не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы; • никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
- постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
- проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");
- в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").