Советы читателям

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

 Начнем с того, что дети усваивают ценности и установки, принятые в семье, в т. ч. отношение к учебе. Сегодня многие родители озадачены тем, как приучить ребенка читать. Однако часто ли ребенок видит своих родителей читающими книги, особенно качественную художественную или научно-популярную литературу? Читают ли родители ребенку вслух или, как только он научился складывать буквы в слова, предоставляют ему возможность приобщаться к книгам самому? В раннем детском возрасте ребенок еще технически не способен прочесть ничего интереснее «Репки», а ему как раз пора узнать о волшебной жизни Муми-тролля, о шалостях Карлсона и Пеппи, пережить интересные приключения вместе героями Носова и Драгунского. Только открыв ребенку и разделив с ним ни с чем не сравнимую прелесть чтения, этого универсального рецепта от скуки, можно привить ему любовь к книгам.

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ, СЛУШАНИЕ АУДИОКНИГ С ДЕТСКИМИ СКАЗКАМИ И РАССКАЗАМИ ПОМОГАЮТ ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ, РАЗВИТЬ У НЕГО СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ, СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, ВНИМАНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ.

 СОВЕТЫ УЧЕНИКУ 

КАК ГОТОВИТЬ ЗАДАНИЕ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ

Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.

Прочти фамилию автора, название книги, издательство.

Прочти предисловие или вступление.

Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочесть своим товарищам.

Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.

Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.

Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой ее стороне фамилию и инициалы автора, серию книги, ее заглавие, фамилию художника-иллюстратора, название издательства, количество страниц. На обратной стороне напиши, почему ты советуешь прочесть ее своим товарищам.

КАК НАЙТИ НУЖНУЮ КНИГУ В БИБЛИОТЕКЕ

Посмотри в алфавитном каталоге или спроси у работника библиотеки, есть ли эта книга в библиотеке.

Посмотри, какие в данной библиотеке имеются тематические полки, к какому разделу можно отнести нужную тебе книгу.

Найди в алфавитном указателе букву, с которой начинается фамилия автора нужной тебе книги. Найди книги данного автора. Найди среди них нужную тебе книгу.

КАК НАДО ЧИТАТЬ КНИГУ

Читай медленно, не спеши.

При чтении внимательно рассматривай иллюстрации.

Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай.

Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре.

Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного.

После прочтения книги обдумай ее содержание. Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями.

КАК ЧИТАТЬ ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ

Читай газету или журнал каждый день. Из них ты узнаешь о важных событиях, происходящих в нашей республике и за рубежом.

Перед чтением газеты или журнала просмотри заглавие всех статей. Это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал.

Читай каждую статью, внимательно продумай то, что в ней самое главное. Чему новому она учит?

Обращай внимание на непонятные слова, обязательно наведи справку о них в словаре.

При чтении газеты или журнала пользуйся картой. Найди на ней те места, о которых рассказывается в статьях.

Делись с товарищами своим мнением о прочитанной газете или журнале.

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА

Внимательно прочти в дневнике задание на дом.

Громко прочти весь рассказ. Обращай внимание на правильное произношение слов. Разбери непонятные слова, выражения. Понижай голос в конце предложения. Делай паузы. Внимательно прочти еще раз рассказ. Старайся усвоить его содержание.

Перескажи рассказ по плану. Обдумай заранее, как ты изложишь главные части. Чем закончишь рассказ? Какие выводы сделаешь по прочитанному?

Подумай, какая мысль в рассказе главная?

Что нового ты узнал из рассказа?

Какие мысли и чувства вызвал у тебя рассказ?

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАССКАЗА

Прочти весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?

Прочти первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.

Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план. Прочти. Подумай, отражает ли он главное, не упущено ли основное.

Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.

СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА

Составь план рассказа. По первому пункту плана и первой части рассказа выдели 2-3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль. Прочти текст без этих предложений.

То же самое сделай и с другими частями.

Глядя на план, перескажи рассказ кратко.

Проверь, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, не упуская главного.