Об организации шестого школьного дня

Об организации шестого школьного дня

       Глава государства неоднократно указывал на то, что шестой школьный день должен стать для учащихся учреждений общего среднего образования временем спортивных занятий и трудовых дел. Вместе с тем данное поручение в ряде регионов и учреждений образования реализуется формально либо не выполняется вообще. Не обеспечивается охват всех учащихся спортивными и другими мероприятиями в шестой школьный день.

       В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (глава 24, статья 158) образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах (производственная (учебно-производственная) мастерская, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации. Факультативные занятия в IX-XI классах также могут проводиться в шестой школьный день.

       Содержание работы в шестой школьный день определено Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, методическими рекомендациями по организации шестого школьного дня (сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 21, 2008 г.), а также ежегодными инструктивно-методическими письмами по организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования.

       Основным направлением деятельности в шестой школьный день является физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа.

       К числу эффективных форм физкультурно-оздоровительной деятельности в шестой школьный день относятся спартакиады, соревнования, физкультурные праздники, туристские походы, слеты и др. Особое место среди физкультурно-оздоровительных мероприятий отводится дням здоровья, спорта и туризма, которые проводятся каждую вторую субботу месяца в течение учебного года.

       В перечень физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий шестого дня учебной недели во всех учреждениях образования включен «Урок футбола» («Час футбола») - комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на популяризацию футбола как наиболее массового и доступного из всех игровых видов спорта.

       В шестой школьный день в соответствии с расписаниями занятий целесообразно организовать проведение обязательных для каждого учащегося факультативных занятий «Час здоровья и спорта».

       Основными направлениями трудовой деятельности в шестой школьный день являются самообслуживание, общественно полезный труд, участие в производительном труде, охрана природы, работа по благоустройству школьной территории, сбор вторичного сырья и др.

       Значимая роль отводится занятиям техническим творчеством, которое является фундаментом подготовки будущих кадров не только для производства, но и для науки. Важное звено трудового воспитания - профориентация школьников.

       В учреждениях образования созданы модели воспитательной работы в субботний день, в основе которых - региональные программы по организации шестого школьного дня с учетом потенциала социокультурной среды и участия всех заинтересованных (органов здравоохранения, культуры, спорта и туризма, МЧС, правоохранительных органов, общественных организаций). Необходимо выработать механизм межведомственного взаимодействия в организации шестого школьного дня на уровне гор(рай)исполкомов, администраций районов г.Минска.

       При формировании воспитательного пространства шестого школьного дня всем организаторам необходимо как тесное сотрудничество, так и продуманное разделение функций между учреждениями общего среднего образования и учреждениями дополнительного образования детей и молодежи. Следует исключить дублирование объединений по интересам, организованных в данных учреждениях. Объединения по интересам должны активнее работать в субботу на базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

       В учреждениях образования должны быть оформлены информационные стенды «Шестой школьный день, на которых размещены графики работы и расписание занятий объединений по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи, дворцов и домов культуры; расписание занятий школьных кружков и секций, графики работы спортивных залов, бассейнов, компьютерных классов, библиотек, а также педагогов-психологов, педагогов социальных. Данная информация должна быть размещена также на сайтах учреждений образования, доводится до сведения родителей на общешкольных родительских собраниях.

       Администрации школы необходимо наладить систему контроля за посещаемостью учащимися шестого школьного дня.

       В мероприятия шестого школьного дня в обязательном порядке должны быть вовлечены дети, находящиеся в социально опасном положении, состоящие на учете в ИДН, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, воспитывающиеся в опекунских и приемных семьях.

       Для учащихся I ступени обучения посещение шестого школьного дня осуществляется на добровольной основе.

       Для учащихся II-III ступени обучения организовать максимальный охват мероприятиями шестого школьного дня (объединений по интересам, секций, спортивных и физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятий, экскурсий, туристических походов и др.).

       Для учащихся III ступени обучения проводить в шестой школьный день также факультативные занятия и учебные занятия на учебно-производственных объектах, в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации.

       В целях совершенствования работы в шестой школьный день необходимо:

обеспечить четкую организацию  свободного времени детей и подростков - вовлечение всех учащихся в физкультурно-оздоровительную, трудовую и культурно-досуговую деятельность, занятия спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством в различных клубах и объединениях по интересам;

разработать и утвердить на уровне гор(рай)исполкомов, администраций районов г.Минска координационные межведомственные планы работы в шестой школьный день со всеми заинтересованными (отделами культуры, спорта, органами здравоохранения, МВД, МЧС, общественными организациями и др.);

организовать работу всех педагогических работников в режиме шестидневной школьной недели;

организовать в сельских районах на базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи зональные центры по проведению мероприятий шестого школьного дня для учащихся сельских школ и при необходимости обеспечить подвоз обучающихся;

создать в каждом учреждении образования школьные команды по игровым и другим видам спорта, группы поддержки (черлидеров) с организацией их регулярных тренировок и региональных соревнований (в первую очередь, в шестой школьный день);

наладить взаимодействие с семьей по включению родительской общественности в организацию шестого школьного дня, привлечению родителей к работе спортивных залов, школьных стадионов, спортивных секций, объединений по интересам, проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

создать рубрику «Шестой школьной день» на главной странице интернет-сайта учреждения образования и обеспечить систематическое обновление информации о проводимых мероприятиях;

обеспечить функционирование компьютерных классов и спортивной базы учреждений образования в шестой школьный день;

расширить предоставляемые образовательные услуги учреждениями образования в шестой школьный день, в том числе на платной основе;

утвердить приказом руководителя учреждения образования продолжительность шестого школьного дня в режиме работы учреждения образования и предусмотреть в правилах внутреннего распорядка организацию работы в шестой школьный день (примерная продолжительность пребывания учащихся в учреждении образования - 4 часа).

 

 

Министр образования                                                                                         С.А.Маскевич