1. Важно выяснить следующие моменты:
а) проявление лжи является следствием:
- достижения благородных целей (героическая ложь);
- личных отношений или личных интересов;
- выдумки, фантазии (периода активного развития речи и воображения);
б) ребенок солгал случайно или преднамеренно;
в) если преднамеренно, то какова причина лжи. Возможные варианты:
- попытка избежать наказания;
- стремление привлечь к себе внимание;
- наличие у ребенка проблем, требующих решения (в том числе болезненной потребности обманывать других).
2. На ребенка оказывает влияние вся совокупность жизненных проявлений. Поэтому следует проанализировать, если ребенок говорит неправду, нет ли в этом вины взрослых:
- не завышены ли требования к ребенку;
- не опекают ли ребенка излишним вниманием;
- не чувствует ли он себя отверженным в детском саду, семье;
- имеет ли место соперничество, ревность между детьми;
- не подражает ли ребенок кому-либо из окружающих;
- не является ли это реакцией на жесткие наказания.
3. Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибок взрослых, в том числе, если ребенок сам сознается во лжи. В последнем случае лучше выразить радость по поводу того, что он поступил честно.
4. Не делайте замечание в присутствии посторонних, лучше наедине постарайтесь пояснять ребенку, почему следует всегда говорить правду, что следует за ложью.
5. Бурная негативная, эмоциональная реакция взрослого на ложь лишь усилит чувство страха и его потребность лгать, чтобы избежать наказания.
6. Не создавайте ситуацию для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду.
7. Старайтесь в повседневной жизни демонстрировать примеры честных поступков.
8. Чем чаще ребенка будут поощрять за искренность, хорошие поступки, тем реже у него будет возникать потребность говорить неправду.
Примечание: Проявление лжи в поведении детей младшего и старшего школьного возраста чаще всего является результатом отсутствия доверительных отношений со взрослыми.